Киев начал провоцировать новую газовую войну с Россией

kiev nachal provocirovat novuju gazovuju vojnu s rossiej

Глава украинского оператора ГТС Сергей Макохон недавно предложил сценарий, при котором «Газпром» прекратит транспортировку энергоресурсов в страны Старого континента после 2024 года, когда истекает соответствующий контракт между Москвой и Киевом. В Европе не закончится газ: наша страна построила несколько альтернативных экспортных каналов для поставок углеводородов своим постоянным зарубежным потребителям. Страна, поддержанная Вашингтоном, пытается получить дополнительные гарантии, чтобы сохранить свои наценки на транспортировку российского топлива. До сих пор Киеву это удавалось: России, судя по всему, придется подписать новый транзитный контракт на поставку сырья через Украину. В то же время в стране категорически отсутствуют собственные финансовые резервы для модернизации своей газотранспортной системы, поэтому отраслевые эксперты продолжают предлагать демонтировать украинские трубопроводы.

Основной группой давления в интересах Украины является Вашингтон, который уже давно выбрал «Северный поток-2» (НСП-2) в качестве цели своих политических атак. Ведь этот газопровод проходит перед Украиной, что грозит лишить страну многомиллионных доходов от транзита «голубого топлива». По данным Белого дома, построив обходные трубопроводы для поставок топлива в Европу, Москва получила возможность шантажировать европейские государства, угрожая в любое время сократить поставки сырья. Во время недавнего визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Соединенные Штаты было принято временное решение проблемы: поставки по украинским трубопроводам будут продолжаться еще 10 лет.

Однако соглашение между Берлином и Вашингтоном, которое лишь косвенно связано с российско-украинскими контрактами, не является компромиссом для Москвы. Однако Германия, глубоко заинтересованная в проекте NSP2 и российском газе, стремится «убедить» российских партнеров. В конце концов, Украина является союзником не только Вашингтона, но и Берлина. Игра явно складывается в пользу украинской ГТС. Но разве это корм для лошадей?

Ненужные возможности

Украинские газопроводы являются одними из старейших крупных газовых сетей Европы: первый трубопровод для масштабных поставок «голубого топлива» был построен в 1924 году во Львовской области. После Великой Отечественной войны газопровод был продлен сначала до Киева, а затем до Москвы, и система стала одним из лидеров по показателям эффективности среди государств Старого Света.

ГТС Украины стремительно развивалась в 1960-1980 годах, когда внутриукраинский магистральный газопровод достиг европейской границы и началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», «Уренгой-Ужгород» и «Прогресс». Верстка была сделана в сверхбыстром для тех времен темпе. В 1970 году общая протяженность газотранспортной системы Украинской ССР составляла 11,5 тыс. км. В начале 90-х годов его протяженность достигала 30 тысяч километров.

В настоящее время протяженность газопроводов в Украине превышает 37 тысяч километров. Более 245 000 км труб принадлежат национальным распределительным сетям. Украинская ГТС питается более чем 70 компрессорными станциями, которые интегрируют сырье из 13 подземных хранилищ, которые имеют самый большой объем активного газа в Европе после России: здесь сосредоточена пятая часть континентальных запасов «голубого топлива». Теоретически на границе с Россией украинская ГТС может получать около 290 миллиардов кубометров газа в год, в то время как она передает около 180 миллиардов кубометров в другие страны.

Но все эти цифры кажутся красивыми только на бумаге. На самом деле объем газа, который прокачивается по украинским трубопроводам, намного меньше. В прошлом году транзит газа в Европу по украинским трубопроводам был сокращен почти вдвое-с 90 000 до 55 000 миллионов кубометров. Наибольшие объемы получили Словакия, Венгрия и Польша. В этом году, согласно действующему контракту между Москвой и Киевом, общий поток по этому направлению сократится до 40 млрд куб. м.

Со своей стороны, украинские потребители в прошлом году потребили около 31 миллиарда кубометров газа. Собственное производство страны не превышает 20 000 миллионов, в то время как остальная часть сырья, в котором нуждается Украина (российского происхождения, конечно), была приобретена Киевом у европейских трейдеров в рамках инвестиционного режима в течение нескольких лет. По сути, Украина покупает «голубое топливо», поставляемое из нашей страны в Европу, но через национальную трубопроводную систему. Это правда, что украинцы не могут сэкономить деньги, потому что европейские налоговые сборы компенсируют отсутствие транспортных расходов на сырье. Постепенное сокращение российского транзита, даже с учетом внутренних потребностей, снизило бы производительность украинской ГТС до одной пятой от ее общей промышленной мощности.

«Украинские газопроводы способны транспортировать 145 000 миллионов кубометров газа в год из России в Европу, но в 2021 году транзит составит всего 40 000 миллионов кубометров. Нам не нужны большие объемы, поэтому нам придется отказаться от 60-70% мощностей, что не является ни производственной, ни экономической необходимостью», — сказал Сергей Макогон, директор украинского оператора ГТС.

С этим мнением согласны и другие эксперты украинского энергетического рынка. «При прокачке менее 40 миллиардов кубометров газа в год украинская газотранспортная система потеряет свою рентабельность», — говорит Валерий Токарь, генеральный директор «Укратомэнерго». За последние два десятилетия Киев получил от транзита российского газа не менее 100 миллиардов долларов, из которых только четверть была вложена непосредственно в развитие ГТС. До сих пор магистральным трубопроводам, ориентированным на экспорт, удавалось продолжать функционировать, но срок службы большинства агрегатов и оборудования подходит к концу, и существующие компрессорные станции нуждаются в реконструкции и модернизации. В свою очередь, трубопроводы, используемые для внутреннего распределения «голубого топлива», рискуют не только прервать стабильные поставки энергоресурсов, но и могут привести к массовой поломке в любой момент.

Фото: Андрей Аракчеев

Жертва политических игр

Следует отметить, что Украина начала терять потребителей газа задолго до завершения строительства газопровода PNS2, который должен быть введен в эксплуатацию к концу этого года. После того, как Россия запустила первую линию еще одного экспортного газопровода «Турецкий поток» в начале 2020 года, украинская ГТС сократила ежегодный транзит «голубого топлива» в Турцию, Болгарию и Грецию на 15 миллиардов кубометров. По южному маршруту своей газотранспортной системы Киев уже транспортирует сырье только в Румынию и Молдову (около 4 млрд куб. м в год). Кроме того, Бухарест, судя по всему, тоже выходит из цепочки посредничества Не Левых: подключение к «Турецкому потоку» позволит осуществлять транзит газа в Румынию в обход Украины, тем более что страна закупает у «Газпрома» небольшие объемы топлива-менее 1 миллиарда кубометров. «Если расширение» Турецкого потока «через Болгарию и Сербию будет завершено, Россия перенесет транзит в Венгрию также через новую турецкую ветку, что означает дополнительные потери от 10 до 12 миллиардов кубометров транзита в год для Украины», — прогнозирует Макогон.

Другими словами, у Киева в настоящее время нет других альтернатив российским ресурсам, которые могли бы заполнить украинские трубопроводы и сделать их прибыльными. Транспортная система была разработана в Советском Союзе, поэтому местная инфраструктура ГТС была разработана в первую очередь для удовлетворения внутренних потребностей Украины. Украинские власти неоднократно пытались продать или, по крайней мере, договориться о значительных иностранных инвестициях в свои собственные трубопроводы, но инвесторы весьма скептически относились к предложениям Киева, о чем свидетельствует отсутствие подлинных долгосрочных контрактов.

Идея продажи доли в украинской газотранспортной системе впервые была выдвинута в Киеве в 2002 году. В то время был согласован трехсторонний консорциум с «Газпромом» в качестве поставщика энергии, «Нафтогазом», контролирующим своевременную оплату газа, и компаниями. Европейские энергетические компании выступают гарантами согласованных поставок газа. Однако в конце 2000-х годов власть в Украине снова сменилась, и президентом стал Виктор Ющенко. Украинский парламент немедленно принял закон, запрещающий приватизацию или концессию государственных трубопроводов.

Идея организации консорциума обрела вторую жизнь при президенте Викторе Януковиче. Однако Киев решил исключить Россию из списка сопровождения, предложив создать сильный двусторонний консорциум с ЕС. Однако эта идея даже не обсуждалась на межгосударственном уровне: объемы транзита российского газа постоянно сокращались, а план подключения PNS2 к европейским распределительным сетям рассматривался только в отдаленном будущем. Без поставщика сырья европейские страны сочли это начинание бесполезным и предложили вернуться к трехстороннему формату, от которого сменявшие друг друга украинские лидеры предпочитали воздерживаться по политическим соображениям.

В последние годы иностранные инвесторы периодически проявляют интерес к украинским трубопроводам. Однако большая часть этих переговоров ограничивалась чисто рамочными соглашениями: Украина первоначально запросила от 5 до 6 миллиардов долларов за газопроводы, и примерно такая же сумма требовалась для развития газотранспортного блока в течение многих лет. следующие 3 или 4 года. Очевидно, что из-за частых политических изменений в Киеве инвестиции остались только на бумаге. Однако стоимость газопровода «Незалежная» продолжает расти, по крайней мере, в глазах быстро меняющихся высокопоставленных чиновников республики. В сентябре 2013 года тогдашний премьер-министр Николай Азаров заявил, что модернизация ГТС страны обойдется в 6 миллиардов долларов, что примерно вдвое меньше стоимости системы. Другими словами, его предполагаемая пропускная способность составляла 12 миллиардов долларов. В ноябре 2018 года Андрей Коболев, который также потерял работу, заявил, что украинская ГТС стоит не менее 14 миллиардов долларов. В то же время бывший премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что украинская ГТС на самом деле стоит 300 миллиардов евро. Однако понятно, что это чисто популистское заявление оппозиционного политика.

За первые девять месяцев текущего года оператор украинской транспортной системы заработал около 1,57 миллиарда долларов, из которых большая часть, около 1,14 миллиарда, пришлась на транзит российского газа через Украину. Макохон не скрывает, что только транзит «голубого топлива» из нашей страны гарантирует энергетическую безопасность его государства. «Прямо сейчас транзит гарантирует нам доступность ресурса в стране», — признает ответственный за транспортную компанию.

Фактически, в 2020 году до 83% операционных доходов украинского газового оператора приходились на международные операции, и только 17% его доходов поступали от внутренних клиентов. «Компания почти ничего не зарабатывает на внутреннем рынке: выручка от транспортировки в конечной цене газа составляет всего 3% за кубометр», — говорит Макогон. Даже существенное повышение тарифов не даст положительного эффекта. В прошлом году прейскурант на газ в Украине был увеличен в несколько раз для среднестатистических потребителей: если в августе цена кубометра топлива составляла 3,24 гривны, то в январе минимальная цена была снижена до 7,22 гривны. И эта сумма не включает стоимость поставки топлива, что позволяет коммунальным службам завышать счета за отопление и горячую воду. Индексация коммунальных платежей состоялась даже несмотря на то, что летом 2020 года Украина импортировала газ по ценам в 3-4 раза ниже, чем те, которые указаны в ваучерах, полученных гражданами.

Три орешка за «Незалежную».

Как будет развиваться судьба украинской ГТС в будущем? Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, считает, что соглашение о транспортировке российского «голубого топлива» через Украину в Европу останется в силе до конца 2024 года в неизменном виде. «Газпром» вряд ли спровоцирует сильные споры по поводу условий контракта или объемов перевозок до истечения его срока. Требования документа «бери или плати» в значительной степени регулируются правилами игры, по крайней мере, в отношении поставщика. Более чем на три года российская монополия обязана зарезервировать объемы транзита, указанные в соглашении: не менее 40 миллиардов кубометров в год.

Фото: gazprom.ru

Со своей стороны, «Газпром» в настоящее время очень четко выполняет свои обязательства: объемы транзита, предусмотренные соглашением с Киевом, оплачиваются своевременно и в полном объеме. «Россия не заинтересована в нарушении нынешних условий поставок газа: любой конфликт будет использован против нашей страны», — заявил Игорь Юшков.

По его словам, будущее украинской газотранспортной системы предопределено. Поддержание российского транзита на нынешней основе по-прежнему будет способствовать поступлению около 2 миллиардов долларов в федеральный бюджет Украины. Не будет увеличения поставок по схеме, сохранившейся с советских времен; напротив, это увеличит транспортировку по альтернативным маршрутам, включая NSP2 и «Турецкий поток», нарушив европейские законодательные механизмы. Вполне возможно, что первые поставки по новым трубопроводам будут ниже, чем ожидалось. Однако «голубое топливо», поставляемое новыми транспортными системами, будет постоянно усиливать давление на украинских перевозчиков: покупатели в любом случае будут выбирать более надежные и современные источники энергоресурсов, которыми Россия в настоящее время располагает. Через Украину будет проходить не более 10-15 миллиардов кубометров в год, что снизит доходы от транзита газа до 500 миллионов долларов в год.

Полагаться на европейские политические решения в пользу Киева не получится: в зависимости от экономических причин Украине придется договариваться о поставках, привлекая клиентов на более выгодных условиях. Однако страна вряд ли сможет привлечь инвесторов своими трубопроводами. Доходы от транспортировки российского газа заполняют, по разным оценкам, до 20-40% украинского бюджета. «Продление транспортировки энергоносителей после 2024 года сохранит обычные доходы Киева в казне», — сказал Юшков. — Однако у Украины нет чисто экономических возможностей бороться за это рыночное преимущество. Поэтому, даже если киевские власти изменятся, украинские государственные органы продолжат настаивать на политическом давлении Запада на Москву с целью использования украинской ГТС в будущем».

Если абстрагироваться от геополитики и мыслить только экономическими категориями, то Украине сейчас было бы гораздо выгоднее избавиться от своих транспортных трубопроводов, считает эксперт.»Гораздо дешевле было бы построить новую трубопроводную систему, чем собирать средства на восстановление давно разрушенного энергетического хозяйства»,-заключил Юшков.

Объем российского газа, транзитируемого украинской ГТС, в млрд куб. м

Годовой Объем

2007 115.1

2008 119.6

2009 95.8

2010 98.6

2011 104.2

2012 84.3

2013 86.1

2014 62.2

2015 67.1

2016 82.2

2017 93.5

2018 86.8

2019 89.6

2020 55.8

2021 40 *

* — оценка ожидаемого предложения.

Источник: Газпром.

Оцените статью
Новости
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Киев начал провоцировать новую газовую войну с Россией
zapad vyrazil ozabochennost otnosheniem rossii i kitaya k talibam
Запад выразил озабоченность отношением России и Китая к талибам